Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детейгуманных чувств и этических представлений.

В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Педагог отбирает художественноепроизведение в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Такие нравственные качества, как внимательность, вежливость, уважительность нельзя воспитать, если детям не известно, что значит быть вежливым, внимательным, что нужно уступать место взрослым, пропускать вперед девочек. Открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. Быть вежливым научат стихотворения А. Барто «Спасибо», «Как Вовка стал взрослым», С. Маршака «Ежели вы вежливы», рассказы А. В. Сухомлинского «Как ежиха приласкала своих детей», «Как зайчик грелся при луне», Е. Михаленко «В дороге».

Для закрепления представлений детей о необходимости взаимопомощи, быть настоящим другом, товарищем большую ценность представляют рассказы воспитателя о взаимоотношениях людей, об их моральных поступках. С этой целью используются конкретные случаи из жизни и, конечно, художественная литература. Рассказ Б. Житкова «На льдине», С. Сахарнова «Два радиста», С Баруздина «Морской кортик», И. Туричина «Человек заболел» уточняют представления детей о героизме, о взаимопомощи.

Именно сейчас надо воспитыватьв ребенке отзывчивость и деликатность, заботливость, тактичность и сочувствие к знакомым и незнакомым людям, умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. Произведение В. Катаева «Цветик-семицветик», К Ушинского «Сила – не право», В. Осеевой «Хорошее», «Волшебное слово»помогут пробудить в детях чувства доброго отношения к людям.

На примерах героев художественной литературы можно воспитывать в ребятах честность, смелость, правдивость. Порой дети путают эти качества и считают, что если сильный, то его все должны бояться. В таких случаях можно прочитать детям произведения Е. Пермяка «Самое страшное, Л. Н. Толстого «Белка и волк», «Два товарища», «Косточка», «Правду сказал», Л. Пантелеева «Трус», В. Осеевой «До первого дождя». После прочтения обязательно провести беседу с детьми, дать оценку поступкам героев, найти такие качества у ребят в группе, среди окружающих. Также можно прочитать рассказы Н. Носова «Карасик», «Фантазеры», «Огурцы», Б. Заходера «Никто». На примере произведений татарского поэта Г. Тукая «Водяная»можно поговорить с детьми о том, что нельзя брать без разрешения чужое.

Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей — в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

Для детей, которые рассеянны, несобранны, можно прочитать произведение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Л. Воронковой «Маша – растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр». Слушая произведения, дети понимают, что неаккуратность, рассеянность, может поставить даже взрослого в смешные ситуации. «Вот такой рассеянный» становится любимой поговоркой ребят.

В настоящее время наблюдается процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому стоит проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания. Безусловно важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент как способ взаимодействия с окружающим.

Восприятие формул и выражений комплимента организуется через чтение художественной литературы (например,рассказов и сказок отечественных и зарубежных авторов: Ю. Ермолаев «Лучший друг», Ш. Перро «Фея», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», И. Янчарский «Приключения мишки Ушастика»).

При чтении обращается внимание на способы выражения одобрения, используемые героями. Например, во время беседы по рассказу Ю. Ермолаева «Лучший друг»дети сами могут найти ответ на вопрос: «Почему Коля перестал сердиться на мальчиков, взявших его самокат?»Хорошие слова, услышанные Колей о себе, заставили его изменить свои намерения, он не захотел ссориться с мальчиками, отнимать у них самокат, а наоборот, предложил им покататься, ведь он «самый лучший друг», а другу не положено жадничать.

Семья оказывает сильное воздействие на формирование личности ребенка. Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями. Воспитатель советует родителям, какие художественныекниги они могут прочитать вместе. В некоторых случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например, если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном месте,можно посоветовать прочитать следующие произведения: А. Барто «Вовка добрая душа», В. Осеева «Три сына», Л. Толстой «Бабушка и внучка», «Косточка», «Честное слово».

Воспитание в детях уважения к старшим, к родному краю – тоже реализуются посредством художественной литературы. Произведения С. Баруздина «Страна, где мы живем», А Барто «Братишки», «Твой праздник», стихотворения С. Михалкова, П. Воронько, Г. Ладонщикова, Т. Боковой, В. Орловой, В Степанова, П. Синявского, З. Александровой, М. Исаковского, И. Шаферана — прекрасный пример детям. Здесь можно прочитать произведения татарского автора А. Еники «Родная земля».

С огромным удовольствием дети слушают рассказы про детский сад. Изображение жизни детей в детском саду можно найти в литературе советского периода. Это цикл рассказов С Баруздина «Светлана», Н. Калининой «Малыши». Ребенку важно помочь осознать правила, которые нужно соблюдать в детском саду. Об этом можно почитать рассказ О. Иваненко «Что Ромка ел?» А современные авторы Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазанова сформулировали основные правила в виде стихотворной сказки «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду».Вот некоторые названия стихотворений из их книги: «Во всем слушайся воспитателя», «Сначала подумай, потом сделай», «Помогай друзьям мириться», «Не ходи в мокрой одежде», «Перед едой мой руки с мылом», «Учись пользоваться ложкой и вилкой», «Помогай нянечке накрывать на стол», «После туалета обязательно мой руки», «Решай споры словами, а не кулаками», «Не дразнись и не обзывайся», «Собираясь на прогулку, одевайся побыстрее». Привлекательность книги еще и в том, что правила даны через сюжетные ситуации с различными зверюшками.

В детском саду ребенок столкнется с различными ситуациями. Познакомить с ними помогут произведения. Чаще всего в литературе описана ситуация детской жадности (В Осеева «Сторож», А Потапова «Мое», Олег Буцень «Жаднуля», Н. Калинина «Олина лопатка» и «Разве так играют».

Есть замечательные произведения, в которых можно рассмотреть проблему детской дружбы – настоящей и показной; умения выходить из конфликтной ситуации – рассказы О. Буценя «Ложечка», «Зеленое солнце», «Как Леня дежурил», С. Баруздина «Берегите свои косы», А Потаповой «Хорошие слова».

Рассказы Б. Житкова «Обвал», Олесь Донченко «Голубой винтик», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковского «Кем быть?»объединены общей темой уважения к труду взрослых. В этих рассказах дети знакомятся с людьми, которые преданы своему делу, обладают чувством долга, силой воли, заботливым отношением к окружающим.

Чтобы продолжить с детьми разговор о дружбе, о добре, о справедливости можно прочитать художественные произведения Л. Толстого «Лев и собачка», «Косточка», Е Пермяка «Надежный человек», В. Катаева «Цветик-семицветик», К. Ушинского «Сила – не право», Н. Носова «Фантазеры». Эти произведения способствуют формированию в детях чувства доброты, сочувствия, осуждают зло.

Для воспитания гуманного отношения к животным можно взять произведения Н. Гарина – Михайловского «Тема и Жучка», Г. Снегирева «Скворец», Л. Толстого «Птичка», рассказы Е. Чарушина «Волчишко», «Медвежонок», М. Пришвина «Золотой луг», В. Бианки «Лесные домишки», Г. Ибрагимова «Чубарый».

В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возрастамы сделали следующие выводы:

1. Старший дошкольный возраст– благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения;

2. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения;

3. Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.

В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

Полезные ссылки